- Можно ли отремонтировать деталь?
- Запчасти для двигателей 2 генерации (Шкода, Фольксваген, Ауди)
- Комплект оригинальных запчастей
- Признаки неисправности помпы
- Течь сальника
- Появление шума
- Видео: как шумит помпа на ВАЗ
- Снижение производительности
- Повышенная вибрация
- Грязная ОЖ
- 3 Возможные неисправности – как предотвратить и устранить
- Конструкция водяной помпы
- Электрические разновидности для домашнего водопровода
- Центробежные
- Вихревые
- Роторные
- Помповые агрегаты
- Струйные гидравлические устройства
- Как определить неисправность помпы
- Возможные неисправности помпы системы охлаждения
- Методы устранения неисправностей
- Ремонт разборной помпы
- Замена неразборного водяного насоса
- После замены помпы греется двигатель
- Признаки неисправности помпы
- Вихревой насос: устройство и принцип действия
- 7 Инструкция по монтажу
- Классификации на основании рабочего устройства, которое влияет на поток воды:
- Расположение и назначение элемента
- Куда качает помпа?
- Когда надо менять помпу?
- Периодичность замены
- Сроки службы водяной помпы
- 2 Устраняем проблему – обзор простых способов
Можно ли отремонтировать деталь?
На подавляющем большинстве машин устанавливается неремонтируемая помпа охлаждения двигателя. При желании автолюбитель сможет ее снять и разобрать, но поменять сальник и подшипник вряд ли получится, поскольку данных запчастей нет в продаже. Исключение – классические модели «Жигулей» и ряд других моделей авто, для которых производятся ремонтные комплекты.
Водяные насосы принято менять в сборе. Причем сама замена не составляет большой сложности – очистили посадочное место от старой прокладки, нанесли герметик и прикрутили новый насос. Наиболее трудоемкая часть процедуры – это разборка узла ГРМ с выставлением меток, снятием шкивов и заливкой / опорожнением системы охлаждения. Если у вас недостаточно опыта в ремонте автомобилей, лучше доверить работу мастерам станции техобслуживания.
Запчасти для двигателей 2 генерации (Шкода, Фольксваген, Ауди)
Привожу состав комплекта в качественном не оригинальном (рекомендую к установке) и в оригинальном исполнении.
Двигатель 1.8 — 2.0 TSI — TFSI GEN 2 | ||
Наименование | OEM номер | Количество |
Термостат с насосом ОЖ 1.8/2.0 TSI gen.2 PIERBURG 1 | 7 07152 080 | 1 |
Приводной ремень помпы DAYCO | 941024 | 1 |
Штуцер соединительный Теп/Нас 1.8/2.0 TSI gen.2 | 06H 121 131 C | 1 |
Кольцо уплотнительное трубок ОЖ радиатора | N 907 653 01 | 2 |
Кольцо уплотнительное трубок ОЖ насоса | 4E0 121 666 | 2 |
Кольцо уплотнительное трубки ОЖ насоса | WHT 006 407 | 1 |
Уплотнительное кольцо ДТОЖ | N 903 168 01 | 1 |
Антифриз G13 готовый к применению, 1.5 л.2 2 | G 013 774 M2 | 4 |
Итого цена | 17 800 руб. |
Цены указаны в 2021 году.1 — В комплект поставки идут уплотнительные кольца (два кольца на патрубки ОЖ и кольцо под датчик ДТОЖ), но лучше поставить оригинальные кольца. 2 — Антифриз разбавленный до −36˚. Дополнительной могут потребоваться: — Защёлка ДТОЖ на термостате 1.8/2.0 TSI (06H 121 142 C) — 1 шт. — Болт крепления шестерни насоса ОЖ 1.8/2.0 TSI (WHT 001 163 B) — 1 шт.
Комплект оригинальных запчастей
Двигатель 1.8 — 2.0 TSI — TFSI GEN 2 | ||
Наименование | OEM номер | Количество |
Термостат с насосом ОЖ 1.8/2.0 TSI gen.2 | 06H 121 026 DN | 1 |
Приводной ремень помпы | 06H 121 605 E | 1 |
Штуцер соединительный Теп/Нас 1.8/2.0 TSI gen.2 | 06H 121 131 C | 1 |
Кольцо уплотнительное трубок ОЖ радиатора | N 907 653 01 | 2 |
Кольцо уплотнительное трубок ОЖ насоса | 4E0 121 666 | 2 |
Кольцо уплотнительное трубки ОЖ насоса | WHT 006 407 | 1 |
Уплотнительное кольцо ДТОЖ | N 903 168 01 | 1 |
Антифриз G13 готовый к применению, 1.5 л.2 1 | G 013 774 M2 | 4 |
Итого цена | 22 500 руб. |
Цены указаны в 2021 году.1 — Антифриз разбавленный до −36˚Дополнительной могут потребоваться: — Защёлка ДТОЖ на термостате 1.8/2.0 TSI (06H 121 142 C) — 1 шт. — Болт крепления шестерни насоса ОЖ 1.8/2.0 TSI (WHT 001 163 B) — 1 шт.
Наиболее часто встречаются неисправности насоса охлаждения двигателя 1.8/2.0 TSI gen.2:
- Течь антифриза через подшипник вала насоса ОЖ
- Течь через прокладку помпы и корпуса термостата
- Течь через прокладку корпуса термостата и блока цилиндров
- Течь через уплотнительное кольцо термостата
- Течь через соединительный штуцер.
- При больших пробегах (>200 т.км) рвётся приводной ремень Поэтому при принятии решения менять всё или по отдельности,стоит учесть эти моменты. Моя рекомендация — менять весь комплект.
Признаки неисправности помпы
Рано или поздно, но с помпой возникают неполадки и узел выходит из строя. Это может быть связано как с большим пробегом автомобиля, так и с установкой некачественного изделия. Поэтому стоит рассмотреть, какие неисправности могут возникнуть с насосом и что делать в том или ином случае.
Течь сальника
Обнаружить протекание ОЖ через сальник довольно просто: под машиной, как правило, появляется лужица. Если уплотнительный элемент будет повреждён, например, в результате износа, тосол попадёт к подшипнику помпы, в результате чего смазка из устройства вымоется, а сама деталь в скором времени разрушится. Чтобы не допустить подобного, необходимо периодически проводить осмотр автомобиля и устранять возможные неполадки.
Если сальник выходит из строя, из насоса появляется течь тосола
Появление шума
Если во время работы двигателя доносится посторонний шум из области помпы, то это указывает на скорую поломку узла. Наиболее вероятной причиной появления шума является выход из строя подшипников либо слабое крепление крыльчатки. В любом случае деталь нуждается в демонтаже, последующей деффектовке, ремонте или замене.
Видео: как шумит помпа на ВАЗ
Снижение производительности
Какой бы ни использовался тосол в системе охлаждения, он представляет собой химическое вещество. Со временем в корпусе насоса или на крыльчатке появляется эрозия, что может привести к снижению потока перекачиваемой жидкости. В результате возможен перегрев мотора со всеми вытекающими последствиями. Поэтому, если температурный датчик ОЖ на панели приборов начал превышать значение +90˚С (рабочая температура), стоит задуматься о возможной замене помпы или, по крайней мере, ревизии этого узла.
Повышенная вибрация
Если из области помпы исходит повышенная вибрация, прежде всего, нужно осмотреть корпус насоса в области подшипника: иногда на нём могут появляться трещины. Нелишним будет также проверить правильность установки ремня генератора, шкива помпы и вентилятора. Если были обнаружены неисправные детали, замените их.
Грязная ОЖ
Если охлаждающая жидкость давно не менялась, то с насосом могут возникнуть проблемы. Определить загрязнение системы несложно: цвет жидкости вместо красного, синего или зелёного будет коричневатым. При почернении тосола, вероятнее всего, в систему охлаждения попало масло.
Грязный тосол указывает на необходимость его замены
Прогреть мотор до рабочей температуры и пережать верхний патрубок, идущий к радиатору
Если при отпускании почувствуется скачок давления, значит, помпа работает нормально.
На насосе есть дренажное отверстие, поэтому на него следует обратить внимание. Если сальник не справляется со своими функциями, то тосол может выступать из этого отверстия.
Во время работы двигателя нужно прислушаться к посторонним звукам
Если со стороны помпы доносится гул, то, скорей всего, подшипник пришёл в негодность. Проверить его можно на заглушённом моторе, для чего следует покачать шкив насоса. Если чувствуется люфт, значит, подшипник подлежит замене.
3 Возможные неисправности – как предотвратить и устранить
Помпа охлаждения двигателя относится к достаточно простым механизмам, способным отслужить положенный срок без поломок. Она не требует ухода, но правильная эксплуатация продлевает ей жизнь. Работоспособность зависит от качества охлаждающей жидкости. Антифриз следует менять своевременно, иначе он не только не справляется со своими обязанностями, но и начинает проявлять агрессивность. Именно под воздействием охлаждающей жидкости, у которой вышел срок эксплуатации, чаще всего ломается насос.
Наиболее распространены следующие поломки водяной помпы:
- деформация крыльчатки;
- рабочее колесо потеряло жесткость крепления;
- заклинили подшипники;
- течет сальник или уплотнительная прокладка;
- нарушилась плотность крепления.
Конструкция помпы выполнена так, что ее ремонтопригодность небольшая. Подшипники и сальник рассчитаны на долговременную эксплуатацию, не требуют ухода. Можно заменить отдельные детали, но на практике к этому прибегают редко. Помпа относительно недорогая, и многие предпочитают заменить ее на новую, а не ремонтировать.
Помпу обычно меняют вместе с роликами и ремнем, цепью ГРМ – после пробега 50–80 тыс. км, или в соответствии с рекомендациями завода-изготовителя. Если появляются симптомы неисправности, замену производят раньше. Неоригинальный узел тоже может не выдержать положенного пробега. Если неисправность проявилась неожиданно, то следует выяснить причины и не предпринимать действий, которые могут привести к поломке двигателя.
Первым делом проверяется наличие антифриза и герметичность охлаждающей системы. Если уровень в норме, течи не наблюдается, но помпа не обеспечивает циркуляцию, то закономерно, что температура жидкости быстро повышается. Не следует ждать, пока из-под капота повалит пар, иногда нелишне посматривать на приборы. Но, как правило, их показания никто не замечает, пока не появляется паровой занавес. В такой ситуации следует немедленно остановиться и заглушить мотор.
Иногда помпу заклинивает, потому что разрушились подшипники. Не нужно даже прислушиваться к звукам, исходящим от мотора, настолько резкими и характерными они будут при их разрушении. При этой поломке, если появилась сильная течь, не следует продолжать движение. Даже если есть возможность долить жидкость до нормального уровня, лучше машину отбуксировать.
Конструкция водяной помпы
Устройство помпы
в большинстве автомобилей очень похожее, особенно это касается отечественных машин. И искать, где находится помпа, долго тоже не придется, так как она приводится в действие ремнем ГРМ и располагается возле радиатора.
Конструктивно помпа выглядит следующим образом: в крышке крепится вал. На него насажена крыльчатка, движение которой инициирует перемещение жидкости в системе. С другой стороны вала монтируется приводной шкив, и в некоторых моделях автомобилей еще вентилятором. Через ремень ГРМ и приводной шкив на вал передается энергия вращения двигателя, вал приводит в действие крыльчатку и вся система работает.
Устройство помпы.
Между корпусом и крыльчаткой монтируется сальник, с износом которого связаны многие проблемы помп. Если этот сальник плохой, антифриз или тосол постепенно просачивается в полость к подшипникам, вымывая их смазку. Из-за этого подшипники начинают работать гораздо громче и быстро изнашиваются, что ведет к заклиниванию помпы.
Электрические разновидности для домашнего водопровода
Центробежные
Роль рабочего органа выполняет колесо с лопатками, помещённое в корпус. Корпус имеет два патрубка: для всасывания воды, расположенный напротив центра вращения колеса, и для подачи, расположенный на периферии в диаметральной плоскости.
Принцип работы основан на использовании центробежной силы. Вода подаётся в центр колеса. Вращаясь, лопатки захватывают воду и отбрасывают её к стенкам корпуса. Таким образом, в центре возникает разряжение, под действием которого всасывается новая порция воды, а по краям создаётся избыточное давление, вытесняющее воду в выходной патрубок.
Центробежные насосы для воды могут быть погружного или поверхностного исполнения.
Поверхностный водонасос этого типа сможет поднять жидкость с глубины не более восьми метров. Гидроагрегаты этого типа неспособны к сухому всасыванию, то есть перед использованием их необходимо залить водой.
Для увеличения глубины всасывания применяют инжекторные устройства, которые позволяют поднимать воду с глубины до пятидесяти метров.
Инжектор может встраиваться и в корпус насоса. При такой конструкции аппарат становится очень шумным, и устанавливать его в жилых помещениях не рекомендуется.
Вихревые
Вихревые электронасосы могут работать со смесью воды и газа благодаря своей конструкции и применению особой крыльчатки — импеллера, который захватывает воздух и продвигает его внутрь улиткообразного корпуса. Внутри корпуса есть небольшое количество воды, воздух перемешивается с жидкостью и выводится через выходной патрубок. В результате этого в корпусе создаётся разряжение, и происходит втягивание воды через входной патрубок.
Импеллер действует подобно инжектору и позволяет закачивать воду на высоту до 20 метров.
Роторные
Состоит такой насос из цилиндра, перемещающегося внутри его поршня, и двух клапанов на входе и выходе. При перемещении поршня вниз происходит сжатие воды в цилиндре, и вода вытесняется вверх, а при обратном движении создаётся разряжение, и в полость цилиндра поступает следующая порция воды.
Помповые агрегаты
Помпы могут приводиться в действие разными способами, но в быту чаще всего применяют моторизированные. Их работа обеспечивается бензиновыми или дизельными двигателями внутреннего сгорания. Конструкция исполнительного механизма позволяет перекачивать жидкости с твёрдыми частицами диаметром до 5 мм.
Производительность мотопомпы весьма велика, поэтому их применяют там, где необходимо перекачать большое количество воды, например: осушение водоёмов, пожаротушение, орошение полей. Мотопомпы по многим показателям отстают от электронасосов, зато они автономны, мобильны и не зависят от электросети.
Струйные гидравлические устройства
Эти насосы не способны создать на выходе давление, но их можно использовать для поднятия воды из неглубокого колодца в ёмкость на поверхности. В струйных устройствах нет движущихся частей. Роль рабочего механизма выполняет струя газа или жидкости.
К струйным гидравлическим устройствам относятся аэролифты. Устройство аэролифта следующее. Труба небольшого диаметра опускается в колодец. На расстоянии 20 см от нижнего края трубы есть патрубок, к которому подключается шланг от компрессора. Труба должна быть погружена в воду так, чтобы воздушный патрубок находился ниже уровня жидкости минимум сантиметров на тридцать. При подаче воздуха от компрессора пузырьки движутся вверх и подхватывают воду, которая находится выше них, таким способом газо-водяная смесь продвигается по трубе и выливается в ёмкость наверху.
Для максимально эффективной работы такого устройства нужно экспериментально подобрать необходимое давление воздуха в системе.
Как определить неисправность помпы
Проверить водяную помпу двигателя автомобиля на наличие неисправности достаточно просто. Самый простой метод — попробовать на ощупь, если на валу насоса люфт или его нет. Для этого достаточно взяться пальцами за вал помпы и подергать его из стороны в сторону в направлении, перпендикулярном самому валу (то есть, поперек). Если подшипник в порядке, то люфта быть не должно. Если же даже небольшой люфт имеет место, значит, помпу нужно менять.
Однако более тщательная проверка без снятия помпы выполняется по следующему алгоритму:
- Прогреть двигатель до рабочей температуры. То есть, чтобы температура охлаждающей жидкости была в районе +90°С.
- При работающем двигателе рукой пережать толстый патрубок с охлаждающей жидкостью, который идет от радиатора.
- Если помпа исправна, то в нем должно ощущаться давление. Если же давления нет или оно пульсирующее, то это означает, что помпа частично или полностью вышла из строя. Скорее всего провернулась крыльчатка помпы.
Также чтобы проверить помпу, необходимо визуально осмотреть ее посадочное место. Для этого нужно демонтировать защитный кожух газораспределительного механизма для того, чтобы получить доступ непосредственно к насосу (у различных автомобилей конструкция отличается, поэтому, возможно, кожуха не будет или его не нужно демонтировать). Далее внимательно осмотреть корпус помпы, ее уплотнение и посадочное место.
Обязательно нужно обратить внимание на наличие подтеков антифриза из-под уплотнительной прокладки. Причем, не обязательно, она должна быть влажной в момент проверки
Если посадочное место и уплотнение сухое, но в районе крепления имеются засохшие (причем свежие) следы подтеков, то это означает, что при высоком давлении уплотнение все же пропускает охлаждающую жидкость. Следы подтеков имеют рыжеватый или коричнево-бурый цвет, в некоторых случаях серый (это зависит от того, какого цвета был залит антифриз в систему охлаждения).
Перед тем как демонтировать помпу для дальнейшей диагностики (проверки крыльчатки и подшипника) необходимо убедиться в том, что термостат системы охлаждения работает должным образом, а в самой системе отсутствует воздушная пробка. В противном случае необходимо устранить соответствующие неполадки.
Если же помпа демонтирована, то обязательно нужно осмотреть состояние крыльчатки. В частности, целостность лопастей, а также их форму.
Еще нужно осмотреть место прилегания помпы к блоку двигателя. В идеале там не должно быть подтеков охлаждающей жидкости из дренажного отверстия. Однако если есть незначительные (именно незначительные . ) подтеки, то помпу можно не менять, а временно попробовать избавиться от них при помощи замены уплотнителя и использования герметика.
Чтобы проверить, именно подшипник помпы ли издает соответствующий шум и свист, достаточно снять ремень со шкива насоса и раскрутить его от руки, желательно как можно быстрее.
Если подшипник неисправен — он будет издавать гул, а перекатываться с ощутимым грохотом и неравномерно. Однако такой метод подойдет для тех помп, чей шкив вращается приводным ремнем. Если же он вращается ремнем ГРМ, то для диагностики нужно будет ослаблять его усилие и проверять его работу в таких условиях.
Как шумит неисправная помпа
Многих автолюбителей интересует вопрос о том, ремонтировать ли старую помпу, либо же менять покупать и устанавливать новый насос. Конкретного ответа в данном случае быть не может, и он зависит от состояния помпы, ее износа, качества, торговой марки, цены. Однако, как показывает практика, ремонт возможен лишь при замене резиновой прокладки. В остальных случаях помпу лучше заменить на новую, особенно, если она используется уже давно. При замене помпы также меняется и антифриз.
Возможные неисправности помпы системы охлаждения
Поломка насоса охлаждающей жидкости может привести к остановке всей системы. Это может серьезно отразиться на состоянии двигателя. Наиболее частыми проблемами помпы являются:
- Износ уплотнителя (сальника). В этом случае происходит утечка охлаждающей жидкости.
- Поломка рабочего колеса. При разрушении крыльчатки нагнетание жидкости становится хуже (падает давление) или вовсе прекращается.
- Заклинивание подшипников. Если смазка насоса ухудшается, что также может быть следствием подтекания жидкости охлаждения, помпа начинает работать с перебоями.
- Увеличение люфта между крыльчаткой и валом насоса. В процессе работы рабочее колесо, закрепленное на валу, может разболтаться, что приводит к нестабильной работе помпы и другим поломкам.
- Химическая коррозия. Чаще всего эта проблема затрагивает рабочее колесо насоса и возникает, если используются жидкости низкого качества.
- Разрушение под действием кавитации. Пузырьки воздуха, которые могут возникать при работе насоса, интенсивно разрушают его изнутри, что приводит к ломкости деталей и их поражению коррозией.
- Загрязнение системы. Химические отложения и просто грязь, попадающая внутрь насоса, со временем образуют твердый налет на его деталях, что затрудняет вращение рабочего колеса и прохождение жидкости.
- Разрушение подшипников. В этом случае при работе насоса появляется характерный свист. Заменить такие подшипники сложно, а потому в этом случае насос просто меняют.
- Обрыв ремня привода. При использовании некачественного ремня или несвоевременной его замене может произойти разрыв или проскальзывание.
При остановке работы системы охлаждения двигателя всего на 5-6 минут может произойти перегрев двигателя. Действие высоких температур нарушает геометрию головки блока цилиндров и ведет к повреждениям кривошипно-шатунного механизма. Не стоит игнорировать мелкие неисправности системы охлаждения, так как в дальнейшем они могут привести к серьезному ремонту.
Методы устранения неисправностей
Устранение поломки водяного насоса зависит от конструктивных особенностей автомобиля. Так, если водяной насос разборной (для старых моделей автомобилей), есть возможность его перебрать, а вот для неразборных придется менять элемент в сборе.
Ремонт разборной помпы
Ремонт разборного водяного насоса стоит доверить профессионалам, поскольку они знают допустимые зазоры между валом и корпусом, а также могут определить ремонтнопригодность элемента. Так, если было решено, что насос пригодный для ремонта, необходимо провести следующие действия:
- Снимаем ремень со шкива насоса.
- Демонтируем сам шкив (обычно закреплен на 3 или 4 болтах).
- Откручиваем корпус и снимаем помпу в сборе.
- С внутренней части демонтируем крыльчатку и стопорные кольца вала.
- Проводим выпрессовку приводного вала.
- Выпрессуем подшипник, который наверняка остался в корпусе.
- Теперь необходимо заменить детали, которые были изношены.
- Сборка проводится в обратном порядке.
Конечно, для каждой модели автомобиля этот процесс будет проводиться по-разному, все зависит от конструктивных особенностей транспортного средства и силового агрегата.
Замена неразборного водяного насоса
Процесс замены неразборного водяного насоса достаточно типичный для всех автомобилей. Так, нет необходимости снимать шкив, поскольку он идет в сборе. Итак, рассмотрим, последовательность действий направленные на замену помпы:
- Снимаем приводной ремень со шкива водяного насоса.
- Откручиваем болты крепления корпуса от блока цилиндров.
- Вынимаем водяной насос.
- Сборку проводим в обратном порядке.
После замены помпы греется двигатель
Короче говоря, пару недель назад решил я поставить новый термостат, залить новый антифриз. Ну тут и понеслось. Грелась постоянно, как ни едь, хоть со включенным вентилятором на радиаторе и включенной печкой. Кипела, выбрасывала антифриз из бачка, температура вообще ниже сотни не падала.
И вот решил я проверить два своих тремостата, старый Gates и новый Gates. Ну и третий мне отдал друг, старый, производства СССР и Польши в латунном корпусе на 83градуса. Сунул я их в кастрюлю, давай греть. Термометром контролируя температуру.
Что собственно я увидел:
Первым на 80 градусах начал открываться старый Gates(на фото верхний). Затем, примерно на 83-84 градусах начали открываться остальные два. Всё бы ничего, но уже сам факт того, что новый Gates который тоже на 80 градусов, открылся при 83, говорит о его неисправности.
Далее, ждал пока они полностью откроются. Со старым латунным всё понятно, не перекрывает малый круг. Ну и в топку его. НО! Собственно из-за чего весь сыр бор — новый Gates тоже не перекрывает малый круг! Остаётся зазор 1-2мм и вода через него спокойно протекает. Короче говоря новый и брак)
Единственным рабочим из трёх оказался старый Gates. Полностью перекрывавший малый круг. Вода хоть и просачивалась, но оочень медленно. Так что можно сказать что он вполне работоспособный. А почему на машине не работал, хрен знает. Может потому что я их него не весь мусор вымыл. Он месяцев 8 лежал в гараже. А там пыли умотаться. Ну и ладно, зато хоть будет запасной))
Так что даже новые термостаты, хоть вроде и не подделка, с галограммой на упаковке, тоже бывают не рабочими)
Ну и напоследок руки добрались перенести воздушный фильтр на другую сторону мотора. Места там много. Причина сего переноса — раскалённый воздух от выпускного коллектора, попадающий прямо в фильтр и далее нагревая за собой всё. А горячий воздух во впуске это не есть хорошо. Собрал все патрубки в гараже и собрал один длинный. Теперь входящий воздух будет оптимальной температуры.
Система охлаждения отечественных автомобилей зачастую далека от идеала. Изъянов в этой системе, к сожалению, очень и очень много.
Признаки неисправности помпы
В машине в процессе работы происходит естественный износ всех механических элементов. Значительной нагрузке подвергаются герметизирующая манжета и подшипник, которые и выходят из строя чаще остальных деталей. Реже поломки происходят со шкивом или крыльчаткой.
Признаки поломки помпы удастся заметить по следующим факторам:
- Не снимая насос, тестировать нужно по наличию пятен антифриза под автомобилем на местах длительной парковки.
- Во время работы как на боковых стенках, так и внизу происходит забрызгивание пространства антифризом. Когда в конструкции предусмотрен защитный кожух, то симптомы проявляются в виде потеков в нижней области кожуха.
- Неисправности или повреждения можно услышать во время работы мотора. Появляются посторонние шумы в виде треска или гула в области установки насоса.
- На шкале приборов термометр выводит значения, выше предельно допустимых. После этого может часто глохнуть мотор.
Водителя должны всегда настораживать образующиеся после стоянки пятна под машиной в области подкапотного пространства. Чтобы лучше рассмотреть потенциальный участок протечки, рекомендуем открутить крепеж защитной крышки ГРМ. Если обнаруживается избыточная влажность, то рекомендуем провести простые диагностические мероприятия:
- мотор полностью выключаем и ставим машину на ручник;
- удаляем крышку газораспределительного механизма;
- ослабляем натяг ременной передачи на шкиве помпы;
- пробуем прикладывать небольшое усилие к валу, покачивая его в посадочном гнезде вправо/влево.
Ощущаемый люфт вала является одним из главных признаков, после появления которых необходимо озаботиться заменой водяного насоса в автомобиле. Если удалось услышать явные шумы со стороны помпы, то также необходимо провести диагностику вала.
Негативные опасения могут подтвердиться, когда во время езды заглохнет мотор, а в это время на датчике будет критичная температура, например, выше 120 0 С. Это – свидетельство заклинивания вала насоса либо слетевшего ремня, либо разорвавшегося ремня ГРМ. В худшем варианте развития событий дополнительно окажутся согнутыми от поршней клапаны.
Если оборвется ремень генератора, то водитель сможет это опознать по загоревшемуся индикатору на приборной панели, обозначающему отсутствие зарядки АКБ, одновременно станет заметно повышаться температура. Водителю рекомендуем максимально быстро глушить мотор и эвакуировать машину на станцию техобслуживания.
Вихревой насос: устройство и принцип действия
Предназначение вихревых самовсасывающих насосов – перекачивать жидкостно-воздушные смеси и воду, не содержащую механические примеси. По сравнению с центробежными самовсасывающими насосами вихревая помпа более компактна. Стоят вихревые насосы дешевле чем центробежные, но при работе создают много шума.
Бытовые вихревые насосы используются для орошения приусадебных участков, садов. При работе вихревого самовсасывающего насоса создаётся большое давление, но работает он на малой подаче. Это свойство вихревого насоса как раз используется в химической промышленности, где необходимы высокие напоры при малой подаче, для перекачки щелочей, кислот и прочих химически активных веществ.
Устройство вихревого самовсасывающего насоса:
-
-
- Корпус;
- Рабочее колесо;
- Лопатка;
- Всасывающее отверстие;
- Выходное отверстие.
-
При включении насоса рабочее колесо начинает крутиться и жидкость, увлекаемая лопатками, подчиняясь центробежной силе, закручивается. Таким образом в работающем насосе образуется вихревое движение. Отсюда и название вихревой насос. Особенность вихревого насоса в том, что одно и тоже количество жидкости, которое двигается на участке от входа до выхода, многократно попадает в межлопаточную полость. Так получается многократное приращение энергии, и, как следствие, напора.
Водяной насос помогает облегчить полив огорода и сада, набрать воды для бытовых нужд и т.д. Водяной насос – представляет собой гидравлическую машину, служащую для перекачки различных жидкостей из одного места в другое вертикальным или горизонтальным образом.
7 Инструкция по монтажу
Монтаж дополнительного насоса не зависит никаким образом от материала и вида отопительной системы. Так или иначе, выполнять установку нужно будет способом обвода. Если в здании находятся металлические трубы, то есть возможность докупить готовую конструкцию, которая позволяет обойти основной трубопровод. Перед установкой нужно полностью слить теплоноситель и произвести очистку трубы, для чего главную магистраль необходимо несколько раз промыть. Затем производится врезка куска трубы, которая выгнута в форме буквы «П».
По центру трубы необходимо закрепить насос. По обеим сторонам от оборудования устанавливаются шаровые краны. Зачем они требуются? Для начала нормализуется циркуляция жидкости, если закрыть один из кранов. А также в случае ремонта насоса не потребуется полностью сливать воду, можно просто закрыть оба вентиля.
Во время монтажа нужно обращать внимание на направление, по которому передвигается теплоноситель. Направление указано непосредственно на насосе специальной стрелочкой
По завершении установки систему наполняют жидкостью и проверяют работоспособность. При выявлении каких-то неисправностей избавиться от них необходимо именно на этом этапе работ.
Затем с помощью центрального винта из трубопровода необходимо выгнать застоявшийся воздух. Если все сделано верно, то из отверстия в трубопроводе потечет жидкость. Чтобы выполнить установку оборудования с ручным управлением, воздух из трубопровода необходимо вывести еще до начала монтажа. Для чего насос включается на 5 минут, затем клапаны устройства открываются. Эту процедуру необходимо выполнить несколько раз. Когда основная магистраль наполнится достаточным объемом воды, насос включится самостоятельно. Причем наличие воздуха в трубопроводе категорически запрещается.
Классификации на основании рабочего устройства, которое влияет на поток воды:
- Лопастные. Принцип работы заключается в воздействии машин на перекачиваемую консистенцию крутящегося колеса. На нем прикреплены лопасти, которые согнуты в противоположную сторону его движения. Эффект вращения передается с вала электродвигателя на вал колеса. Результатом становиться возникновение центробежной силы между лопастями и вытеснение водного потока к выходному трубопроводу. Как видим из описания, данный механизм – многоступенчатый. Исходя из конфигурации колеса и возможности изменения формы водотока, их можно разделить на центробежные, вихревые и самовсасывающие.
- Вибрационные. Для этой группы характерно отсутствие вращательных частей. Воздействие на воду происходит за счет возвратно-поступательных движений поршня. Приводит в действие его вибратор, или по-другому якорь электромагнита. За время синусоидного процесса полярность изменяется дважды, в это время вибратор выступает в роли амортизатора. В результате его работы появляются колебания воды, избыток выталкивается наружу, а в входные клапаны поступает новая. Используются преимущественно в колодцах.
Преимущества: отказ от электродвигателя, экономия денег.
Расположение и назначение элемента
В автомобилях предусмотрено чаще всего два круга охлаждения:
- малый;
- большой.
Также предусмотрены различные элементы, входящие в систему охлаждения. Каждый из них выполняет свою функцию. А для чего нужна помпа, является очевидным многим опытным автомобилистам, так как она работает для принудительной прокачки жидкости в отведенных для этого полостях и каналах.
Встроенная в корпус насоса крыльчатка отвечает за перекачивание антифриза. Вращение этому колесу передается по ременному приводу. Шкивы передачи располагаются на валу помпы и на выходном хвостовике коленвала автомобиля.
Находится водяной насос там, где его расположили инженеры. В большинстве моделей современных машин найти помпу можно в следующих зонах:
- если смотреть по ходу движения, то в машинах с передним приводом прокачивающее устройство располагается на правом торце блока цилиндров (так как помпа является жестко связанной с приводом ГРМ, то она располагается там, где привод защищен крышкой);
- автомобили с задним приводом оснащаются водяным насосом, зафиксированным на передней стенке блока цилиндров, а вращение крыльчатки придает ремень от ГРМ либо от привода генератора.
Помпа перегоняет антифриз по каналам и двум радиаторам, один из которых служит от вывода тепла в атмосферу, а второй способен передавать тепло в салон. Таким образом удается быстро остудить силовую установку.
Куда качает помпа?
Помпа всегда качает от себя, то есть она толкает, но не всасывает. Это обеспечивается, тем что крыльчатка вращаясь, создает центробежную силу, которая проталкивает антифриз дальше. Задача помпы обеспечить движение и давления жидкости от радиатора к двигателю, поэтому она прокачивает охлаждающую жидкость в двигатель. Конструкционно крыльчатка может вращаться как по часовой, так и против часовой стрелки.
Когда надо менять помпу?
Интервалы замены помпы четко указаны в руководстве по эксплуатации вашего автомобиля. Самый распространенный вариант — при каждой второй замене ремня ГРМ либо когда появились симптомы выхода ее из строя (шум подшипника, течь, люфт).
Периодичность замены
Что касается плановой замены автомобильной помпы, то периодичность ее замены у многих автомобилей попросту не указана в технической документации. Поэтому большинство автолюбителей выполняют плановую замену через каждые 60…90 тысяч километров пробега, что соответствует плановой замене ремня ГРМ. Соответственно, менять их можно парой.
Во втором случае, если используется более качественная помпа и менее качественный ремень, то замену можно проводить следующим образом — одна замена помпы на две замены ремня ГРМ (примерно через 120…180 тысяч километров пробега). Однако при этом необходимо внимательно изучить состояние одного и другого узла. Вместе с заменой ремешка и помпы также имеет смысл заменить и направляющие ролики (если купить их комплектом, то это обойдется дешевле).
Сроки службы водяной помпы
Ресурс водяной помпы значительно сокращается при эксплуатации в условиях экстремальных температур. Комплектующая подвержена большему износу во время сильной жары или больших морозов.
Замену водяной помпы производят вместе с ремнем ГРМ (каждые 60 000 — 90 000 км пробега). Более качественные автозапчасти меняют через 120 000 — 180 000 км пробега.
2 Устраняем проблему – обзор простых способов
Решить проблему можно несколькими способами. Это зависит от конкретной модели авто и причины появления воздуха. Мы рассмотрим порядок действий, который поможет устранить воздушную пробку на большинстве моделей ВАЗ. Первым делом при наличии кожуха на двигателе снимите его. На моделях ВАЗ 2114 или ВАЗ Приора он крепится крышкой в районе отверстия для долива масла. Далее найдите трубки от дроссельного механизма, обследуйте их на предмет повреждений, а затем снимите одну из них.
Этот способ самый простой, он, как правило, решает проблему с воздушной пробкой, когда она возникает из-за ошибки при доливе или заливке антифриза в бачок. Другой способ заключается в следующем. Запустите мотор и оставьте его греться на 5-10 минут. Затем заглушите двигатель и аккуратно снимите дроссельный шланг. Воздух начнет выходить под давлением антифриза и, как и в первом способе, полностью уйдет
Важно действовать аккуратно, так как температура охлаждающей жидкости при сливе может достигать 100 градусов
Еще один способ – завезти автомобиль на максимально крутую горку. Далее запустите двигатель и дайте ему поработать несколько минут до полного прогрева. Теперь переведите селектор печки в максимальное положение обдува салона. Снимите крышку с расширительного бачка, открутите шланг и понемногу выполните подгазовку, одновременно заливая антифриз в бачок до тех пор, пока не исчезнут последние признаки наличия воздуха (как правило, на это указывают характерные воздушные пузырьки в жидкости). Такая система прогона действует эффективно только в том случае, если нигде не нарушена герметичность соединений.